эксклюзив
Современные технологии кормозаготовки существенно облегчают жизнь владельцам крупного рогатого скота, если не забывать о важном этапе перед кормлением – снять пленку
Об этом напоминает Расс Дейли, ветеринарный эксперт из Университета штата Южная Дакота, в статье, опубликованной на портале www.farmforum.net.
«Моя практика в тюковании сена в последний раз была активна довольно давно, еще в эпоху старомодного сизалевого шпагата. Этот старый шпагат из сизалевого волокна, получаемого из листьев агавы, вполне справлялся со своей задачей в отсутствие других альтернатив, но точно не являлся идеальным. Оборванный шпагат и распавшиеся, неряшливо выглядящие тюки – привычная картина на старой ферме. Однако, органическая природа шпагата означала, что нас, ветеринаров, не беспокоило его влияние на скот, потребляющий сено.
Перенесемся в сегодняшний день, когда тюки, обмотанные пластиковой упаковкой, стали нормой. После сенокоса поле выглядит аккуратно с плотными однородными тюками и не одного распавшегося. Спросите у любого фермера, управляющим пресс-подборщиком, и он скажет вам, что обмотать тюк пластиком намного быстрее, чем шпагатом, транспортировать их удобно.
Преимущества пластиковой обвязки распространяются не только на сенокос, они лучше сохраняют питательную ценность корма, предотвращая порчу, в том числе, от микотоксинов, которые любят влажное сено.
Тем не менее, есть потенциальная темная сторона, которую следует учитывать. Однажды мой коллега из диагностической лаборатории пригласил меня посмотреть на вскрытие коровы, которую привез местный фермер после гибели. Чтобы выяснить причину, корова выглядела очень истощенной, мы вскрыли рубец и обнаружили внутри комок пластиковых нитей размером с волейбольный мяч. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что комок состоял из пластиковой пленки, которую съела корова.
Фермер отметил, что он кормил всех своих коров сеном из круглых тюков, не снимая пленки. Других заболеваний у коровы не отмечалось, поэтому главной причиной падежа мы сочли комок пластика – он блокировал отток корма из рубца, вызывая серьезные проблемы с пищеварением.
Аналогичные истории мне рассказывали другие ветеринары, а по статистике, из тех производителей, что давали животным доступ к тюкам в пластике, около 15% обследованных павших коров имели этот вид «внутреннего кляпа».
Пластиковая пленка попадает к коровам несколькими разными способами. Большинство производителей (как показало одно исследование) не снимают обертку при измельчении сена, полагаясь, что она в резаном виде будет не опасна. Проблема здесь в том, что даже маленькие, измельченные прядки пластика комкаются в рубце животного: они неперевариваемы и практически не выводятся из организма.
Во-вторых, даже если очистить тюк, но бросить пленку на кормовой площадке, коровы подберут и сжуют ее, когда нет сена.
Необходимость предотвращения доступа крупного рогатого скота к полиэтиленовой обертке вызывает дискуссию среди производителей КРС и ветеринаров. С одной стороны, многие из тех, кто никогда не снимал пленку со своих тюков, не наблюдали проблем со здоровьем коров или падежа. Кроме того, распаковка тюков требует времени, тем более в морозную погоду, так что многие считают, что эту дополнительную работу можно пропустить.
Однако последствия накопления пластиковой пленки в пищеварительном тракте крупного рогатого скота не всегда очевидны. Что с той коровой, которая не прибавляет в весе, или с тем теленком, которого раздуло на откормочной площадке? Проводилось ли обследование на закупорку пленкой у этих животных?
Все владельцы КРС выступают за профилактику здоровья: например, за вакцинацию коров. Мы не беспокоимся о том, сколько времени уходит на вакцинацию от болезней, которые могут быть или могут не быть, просто так поступать правильно.
Почему бы тогда не потратить время на предотвращение доступа коров к другой потенциальной угрозе здоровью, которой они подвергаются каждый день, когда мы кормим сеном в пластике? Требуется ли 30 секунд, 60 секунд или 15 минут, чтобы снять пленку с тюка, разве оно того не стоит?».
(Источник: www.farmforum.net. Автор: Расс Дейли. Фото: Дмитрий Лукьянов).